Boris L (borisl) wrote,
Boris L
borisl

Category:

Служанки

Я кажется ни на один спектакль не видел столько ужасных рецензий. ”The mess” (бардак) это еще самое доброе, что про него писали. Я был напуган. Я купил эти билеты три месяца назад. Даже не буду говорить, сколько они стоили. Все ради Бланшет и Юппер. Две актрисы, про которых можно смело сказать: великие. Сегодня, я думаю, только про них двоих и можно такое сказать. При этом я не люблю «Служанок». На мой вкус эта тяжелая и пафосная сексуальная фантазия, тягомотная и неостроумная.

Я видел в своей жизни несколько «Служанок». Самая адекватная из постановок разыгрывалась в декорациях тюремной камеры. Клэр и Соланж были заключенными уголовниками, Мадам - надсмотрщиком. Всех играли мужики, как и прописано у Жене. В камере, были какие-то сдм приспособления, разумеется. Основное действие разворачивалось вокруг параши. Где-то к середине спектакля актеры сбросили с себя остатки тюремной одежды, взобрались на эту парашу и стали изображать половой акт. Зал был маленький, мест на 15, я сидел вплотную к параше, и их мужеские признаки болтались в полуметре от моего лица. При этом ребята обильно потели, плевались и визжали как резаные свиньи. Спектакль мне в целом понравился.

У входа в City Center стояла толпа. Толпа перла в узкие двери и никак не могла втиснуться. Толпа шумела по-русски, ибо наполовину состояла из русских эмигрантов средне-пожилого возраста. Дело в том, что благодаря Виктюку, который регулярно приезжал сюда со своей перестроечной белибердой, русская эмиграция апроприировала «Служанок». Превратила их в русскую-народную кафку. Я с грустью подумал, что большая часть этих прекрасных людей видела еще Райкина – фиса в роли Соланж. Как, впрочем, и я видел. И вся моя длинная незадачливая жизнь пронеслась перед моим мыслимым взором. Короче, я совсем расстроился.

И я был готов ко всему. К чему я не был готов, так это к внятному и очень чистому социальному высказыванию. Собственно, в наше время социальное высказывание может сработать только если оно сделано неожиданно. Истина настигает тебя в тот момент, когда ты сидишь и ждешь какого-нибудь очередного пыльного экзистенциализма. Или думаешь, что сейчас тебе перед носом подвесят чьи-то яйца.

Сцена, как и положено, представляла из себя обширную спальню, заваленную женскими шмотками, уставленную мебелью и усыпанную цветами. Цветы были по-моему искусственными, но тут я не разобрался. Задняя стена сцены была чем-то вроде входа в платяной шкаф набитый платьями. Walk in closet это кажется называется. Еще там имелась открытая дверь в сортир (толчок и кафель прилагались). Две боковые стены сцены были фальшивыми, стеклянными. За одной из них не таясь стоял человек с камерой. Над сценой висел большой экран, который показывал то, что этот человек снимал. Я такую конфигурацию видел уже миллион раз, и никакого энтузиазма она у меня не вызывала.

«Служанки» начинаются с того, что младшая сестра-служанка Клэр изображает хозяйку (Мадам), а старшая Соланж изображает Клэр. И это собственно, то что Бланшет и делала. Она была Клэр, изображающую Мадам, не на секунду при этом не забывая, что она та самая Кэт Бланшет, которая рекламирует духи «Джорджио Армани» на первой странице программки к спектаклю. Это было виртуозное исполнение, но само по себе оно не имело бы особого смысла.

Но закавыка была в той Бланшет, которая на экране. Оператор за стеклянной стеной снимал происходящее в реальном времени. Съемка проецировалась на экран. Но, казалось, что там совсем другая женщина. Старая, потрепанная, с мешками под глазами и спитым лицом. На сцене гламурная Бланшет играла гламурную хозяйку, а на экране была служанка по имени Клэр.
Еще интереснее было то, что делала Юппер. В этом раскладе она была не Соланж, не Клэр и вообще не Юппер. Она была, ну как бы это определить… Она была славянской уборщицей, тупой, злобной, расчетливой, и равной самой себе. Бессмысленной и беспощадной. Не больше и не меньше.

Собственно, Юппер в этом спектакле стала главным предметом наезда критиков За ее ужасный английский, за чудовищный акцент, который невозможно разобрать, за то что не понимает текста, и поэтому не может его сыграть. Ну, текст «Служанок», я уверен, Юппер прекрасно понимала. И акцент был вовсе не ее. Достаточно послушать любое ее интервью. Ее собственный, не сыгранный акцент звучит совершенно иначе.

Когда на сцене сталкиваются две актрисы такого масштаба, как Бланшет и Юппер, ожидаешь, что спектакль выродится в своего рода дуэль: кто кого переиграет. Но Юппер сознательно, или такова была идея режиссера, сразу и безоговорочно отдала игру Бланшет. Можно сказать, что Бланшет в этой паре была исполнителем, а Юппер хором. Кажется, Бродский сказал, что в трагедии гибнет не герой, а хор. В этой трагедии хор убивал.

Окончательную ясность во всю эту конструкцию внесло явление Элизабет Дебики в роли Мадам. Если взять случайный гламурный журнал с блондинкой на обложке, вырезать блондинку, растянуть ее примерно в полтора человеческих роста (совсем не маленькая Бланшет едва доставала ей до подмышки) и заставить ходить по сцене, то получится Элизабет Дебики.
Как известно, Жене рекомендовал, чтобы все роли в «Служанках» исполнялись мужчинами. Считается, для того, чтобы подчеркнуть колоссальное расстояние, которое отделяет персонажей от их представления о самих себе. Я с этим не согласен. Думаю, что ему просто нравилось наряжать мужиков в красивые женские тряпки.

Но если уж говорить об этом расстоянии: сразу бросалось в глаза, что внешне двадцатичетырехлетняя Дебики немного напоминала Бланшет в молодости. Возможно она даже отчасти имитировала Бланшет. Но всю первую половину спектакля, Бланшет, которая в два раза старше, играла Клэр, которая в свою очередь исполняла ту же роль: роль Мадам. И вся невозможность , невместимость, непроходимость этого растояния и была главной темой спектакля.

Есть две нищие, жалкие стареющие сестры, у которых ничего и никого никогда не будет. Даже молочник и садовник, грубые вещественные предметы их сексуальных фантазий, им никогда не достанется. Сестры обречены постоянно быть друг с другом. Тетки живут на чердаке на двух металлических кроватях, прижатых друг к другу. Все свое время они заняты обслуживанием Хозяйки, роскошного гламурного животного. Тетки охренели от зависти и гламура. Когда они оказываются одни в хозяйкиной спальне, они играют в Хозяйку и Служанку.
Но любимая их фантазия – это фантазия об убийстве Хозяйки. Они даже близко подходят к реализации этой фантазии. Но на самом деле у них нет шансов. Хозяйка из другой реальности. Она для них недосягаема. Они не могут причинить ее вреда. Это как во сне: ты бьешь обидчика кулаком, режешь его ножом, стреляешь в него из пистолета, а он как будто даже тебя не замечает.
Но они могут разыграть спектакль. Спектакль, в котором Хозяйка будет убита. Только убита будет не сама Хозяйка. Хозяйку сыграет одна из сестер. И будет убита другой сестрой. И это все, на что они способны. Сестры-служанки заиграются в игру «Хозяйка и Служанка» и старшая сестра убьет младшую.

«Россия, Украина, Запад» - думал я. «Запад, Россия, Украина»…
Subscribe

  • Abuse of Weakness

    На постели застеленной белым бельем лежит худая женщина средних лет. Она лежит на спине. Ее глаза закрыты, руки выпростаны поверх одеяла. Не открывая…

  • Linklater 'Boyhood'

    Странно, что раньше ничего подобного не делали. То есть в документальном кино делали, а в художественном не припомню. Фильм снимался 12 лет. В начале…

  • "Старуха" Вильсона в БАМе

    У каждого из нас есть комната, в которой лежит мертвая старуха. Когда мы столкнемся с этой старухой лицом к лицу, времени больше не будет. Вот про…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment