Boris L (borisl) wrote,
Boris L
borisl

Category:

Шанталь Акерман: Однажды Пину спросили...

Два года назад я тут написал рецензию на "Пину" Вима Вендерса. Сейчас перечитав, я вижу, что хорошо написал. Но дело в том, что два дня назад я посмотрел фильм Шанталь Акерман про Пину, снятый в 1982-м, и теперь Вендерсовский фильм кажется мне совершенно необязательным. Вендерс сделал изящную и красивую вещь. Но вокруг столько изящного и красивого... Выходишь из кино, Бродвей пересекается с Коламбусом, желтые такси едут мимо Линкольн-центра, здания все эти сумасшедшие, свет удивительный...

Так получилось, что Пина Бауш умерла между съемками и монтажом фильма, и "Пина" стала и стала чем-то вроде надгробья Пине. Роскошным памятником. А Акерман создала нечто принципиально другое: не роскошь, а средство передвижения. Что-то вроде космолета для перемещения в другие галактики. Тебя с первых же кадров уносит черт знает куда из этой реальности. И ощущение, что побывал в каком-то совершенно непредставимом месте остается с тобой раз и навсегда.

Гении в природе встречаются редко. Еще реже они интересуются друг-другом. Тут надо было чтобы звезды очень счастливо сошлись. В 1982 году, когда Акерман решила сопровождать Бауш в гастрольном туре и снимать выступления ее трупы, обе были на пике своих творческих возможностей. И cлучилось удивительное пересечение. Две гениальные женщины идеально дополнили друг друга.

Самое поразительное в ранних постановках Пины Бауш, это то, как она почти в буквальном смысле выворачивает танцоров наизнанку. Это как перчатку вывернуть. Как будто все, что внутри человека, все что человек-в-себе, человек-для-себя, превращается в человека-для-зрителя. Зрелище бесстыдное и одновременно завораживающее в своей незащищенности. До невыносимости.



Акерман же всегда делала нечто прямо противоположное: ее персонаж настолько обращен в себя, от зрителя, что снаружи видна только гладкая все отражающая поверхность. Но и в этой поверхности есть какое-то обнаженное бесстыдство. Похоже, фокус в том, что в обоих случаях к нашему лицу подносят зеркало. Но мы видим в нем наше отражение так, как не видели до сих пор. И мы начинаем про себя что-то такое понимать, чего возможно понимать и не хотели.



Акерман, соединив собственный метод с тем, что делает Пина получила какое-то такое двухсторонее зеркало. Куда-там любому 3D... У ней 4, 5, 6D. Фильм длится меньше часа, но каждый кадр настолько эмоционально насыщен, что часто хочется просто хочется отвезти взгляд от экрана. Но и это невозможно сделать.

Не знаю осознанно или нет, но точно не случайно, первые же кадра фильма - это съемка танца сзади, не просто со спины, а и из полуоткрытого на сцену дверного проема. Мы слышим музыку, восклицания, топот ног, видим проносящиеся в проеме черные силуэты, но при всем желании не можем восстановить полной картины. Это какой-то удивительный выверт. Фильм начинается даже не с изнанки, а с задника. Мы видим полуоткрытую дверь, и сразу понимаем, что там какая-то другая жизнь, качественно другое пространство. И нам немедленно хочется оказаться за этой дверью.

В постановках Пины Бауш театра обычно больше, чем хореографии. Сцена важнее танца. Акерман же в кино скорее хореограф. Ее работы это такой довольно вычурный балет. В "Жанне Дильман" монотонность жеста побеждает монотонность времени. В фильме про Пину трудно отличить балетные номера от сцен, снятых в артистической уборной. Актеры пудрятся, гриммируются, готовятся к выступлению. И это тоже балет. Поставленные Бауш, но снятый Акерман. Хореография общая.

Честная камера Вендерса пытается добросовестно впихнуть в трехмерный аквариум пространство сцены. Акерман отсекает все, что кажется ей лишним. Она как бы переорганизует сцену занов. Но при этом в ее кадре остается гораздо больше Пины чем Вендерс теряет в своем.

У фильма странное название. Это название гораздо понятнее сейчас, чем 30 лет назад, когда он снимался. "Однажды Пину спросили". Пину действительно спрашивают только однажды. Спрашивает Шанталь Акерман в самом конце фильма: "Что ты думаешь о будущем?" Пина смущается и не знает, что сказать. Ну вот, будущее и наступило...

Весь фильм Акерман. Посмотрите пока он доступен. Лучше, конечно в кино, но и так не пожалеете...
Subscribe

  • Abuse of Weakness

    На постели застеленной белым бельем лежит худая женщина средних лет. Она лежит на спине. Ее глаза закрыты, руки выпростаны поверх одеяла. Не открывая…

  • Служанки

    Я кажется ни на один спектакль не видел столько ужасных рецензий. ”The mess” (бардак) это еще самое доброе, что про него писали. Я был напуган. Я…

  • Linklater 'Boyhood'

    Странно, что раньше ничего подобного не делали. То есть в документальном кино делали, а в художественном не припомню. Фильм снимался 12 лет. В начале…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments