Boris L (borisl) wrote,
Boris L
borisl

Categories:

Ида

Анна - круглая сирота. Она выросла в монастыре, ее воспитывали монашки. За пределы монастыря она никогда не выходила. За две недели до принятия обета настоятельница монастыря вызывает молодую послушницу к себе. Оказывается, в столице у Анны есть тетка, про которую Анна никогда не слыхала. Настоятельница говорит Анне, что до того как стать монашкой, она должно повидаться с теткой. Анна отказывается. Настоятельница настаивает. Все это могло произойти когда угодно: хоть сейчас, хоть триста лет назад.

И только когда Анна с чемоданом в руках оказывается на Варшавской улице, проясняется время и место. За монастырскими стенами Польша. Самое начало шестидесятых годов прошлого века. Тетка оказывается бывшей прокуроршей на послевоенных процессах. Ее руки по локоть в крови врагов народа. Но дальнейшая карьера не задалась. Личная жизнь тоже. Тетка работает судьей в заштатном суде. Она много пьет. По пьяни снимает случайных мужиков и тащит их в свою еще добротную, но уже сильно загаженную государственную квартиру.

Тетка скептически оглядывает Анну с ног до головы: грубые ботинки, толстые чулки, бесформенное пальто, монашеский платок на голове. «Так значит ты еврейская монашка?» - говорит тетка. По-польски это вообще отлично звучит. Анна узнает, что ее настоящее имя Ида, что вся ее семья погибла во время войны. Уцелели только она и тетка. Крошечную Иду спасли монашки, а тетка еще до прихода немцев ушла воевать к русским.

Анна-Ида хочет знать, как в точности погибли ее родные, и где они похоронены. «А ты не боишься узнать, что Бога нет?» - спрашивает ее тетка. Дальше они вместе едут в деревню, где до сих пор стоит дом, в котором жила их семья. Разумеется, там живут совсем другие люди. И, разумеется, эти люди, могли бы много чего рассказать. Если бы хотели.

История в пересказе звучит банально, не потому, что это, упаси Бог, банальная история, а потому что такая, или очень похожая история миллион раз уже была рассказана. До заболтанности. Но здесь способ рассказывания имеет значение. Как это ни удивительно звучит, применительно к фильму на подобную тему, это очень стильное кино.
Фильм стилизован под время и место. От черно – белого изображения до растянутого вверх, как у раннего Поланского, кадра. Но этот стиль оказывается очень жесткой рамкой. Максимум эффекта достигается за счет минимума средств. Минимум пейзажа. Минимум диалога. Минимум пейзажа. Музыка, а там много музыки, от Баха до Эдиты Пьехи, не за кадром, а в кадре. И все что говорится, все что показывается, имеет значение для продвижения истории.

А в финале обе героини отвечают на вопрос есть ли Бог. Одинаково практически отвечают. Только ответ можно трактовать диаметрально противоположным образом. И это тоже здорово.
Subscribe

  • Abuse of Weakness

    На постели застеленной белым бельем лежит худая женщина средних лет. Она лежит на спине. Ее глаза закрыты, руки выпростаны поверх одеяла. Не открывая…

  • Служанки

    Я кажется ни на один спектакль не видел столько ужасных рецензий. ”The mess” (бардак) это еще самое доброе, что про него писали. Я был напуган. Я…

  • Linklater 'Boyhood'

    Странно, что раньше ничего подобного не делали. То есть в документальном кино делали, а в художественном не припомню. Фильм снимался 12 лет. В начале…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments