Boris L (borisl) wrote,
Boris L
borisl

Вильсон Мюллер Квартет

Иногда читаешь какой-нибудь старый роман и ужасно сочувствуешь главным героям, хочешь, чтобы все у них было хорошо, чтобы в конце они поженились и умерли в один день... И тут ловишь себя на мысли: стоп, а какая хрен разница поженятся они или нет, если они все-равно уже давно умерли? То есть, то что они никогда не жили, а их автор придумал, это даже не так важно, как-то что они уже умерли. И получается: вот тебе любая история, когда страсти, интриги, любовь, секс (особенно когда много секса!), а они уже мертвые давно.

Вильсоновская постановка Мюллера, которая вчера в БАМе, если вообще про что-то, то про это. Мертвые люди, они, по идее, лежат себе тихо, молчат, не разговаривают. А мертвые герои непрерывно долдонят одно и тоже: собственный текст, который им придумал их автор. Как попугаи. Поэтому Маркиза де Мертель и Вальмон - два ярких попугайчика: она синяя, он красный. Нет, вернее так: есть один попугай - маркиза, перед которым зеркало. В зеркале синий попугай видит красного. Синий попугай произносит некоторый текст. Красный ему отвечает. Или наоборот. Не совсем понятно кто в зеркале, а кто попугай. Они парализованы зрелищем друг друга. Не могут оторваться.

Все подчинено безукоризненно строгой геометрии. Золотистая девушка, еще два бледных - молодой и старый, резкие световые линии, скульптурные позы. Изабель Юпер (маркиза) пять минут держит выгнутую руку на весу неподвижно. (Юпер - великая актриса: я после пианистки заподозрил, а сейчас уверился). А Вальмон то замрет как тигр перед прыжком, а то страшно воздух невидимым хлыстом со свистом. Как будто зрителю по спине. Еще оба кривляются, дразнятся, высовывают языки, издают дикие уторобные звуки. Мертвые - не бывают живыми. Но бывают мертвые настолько,что даже живее живых.

К подростковой похабщинке де Лакло это действо имеет такое же отношение, как эрегированный член покойника (есть в медицине такой симптом) к, ну я не знаю, к фильму "Эманюэль". А вот Киру Муратову все время вспоминаешь. У той целый гербарий из попугайчиков. И бессмертный монолог юной Ренаты про Риту Готье.

Красиво это безумной мертвой красотой. Можно смотреть как балет. Танец кадавра с макабром. Музыка - как если очень быстро бежать вверх по несущемуся вниз эскалатору. В финале по сцене катается аквариум с единственной рыбкой. Один попугай убивает себя. Или другого. Или оба убивают друг друга. Но куда им. Убийство - наивная форма смерти, тавтология, ария попугая...
Subscribe

  • Abuse of Weakness

    На постели застеленной белым бельем лежит худая женщина средних лет. Она лежит на спине. Ее глаза закрыты, руки выпростаны поверх одеяла. Не открывая…

  • Служанки

    Я кажется ни на один спектакль не видел столько ужасных рецензий. ”The mess” (бардак) это еще самое доброе, что про него писали. Я был напуган. Я…

  • Linklater 'Boyhood'

    Странно, что раньше ничего подобного не делали. То есть в документальном кино делали, а в художественном не припомню. Фильм снимался 12 лет. В начале…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments