Boris L (borisl) wrote,
Boris L
borisl

Category:
В связи с экранизацикй заговорили про "Доктора Живаго". А я эту книжку прочитал месяц назад. То есть, я ее конечно, лет в 16 читал, дали на пару ночей третью копию, положено было восторгаться, я и пробовал, но вместо этого остался в недоумении, и, что интересно, кроме этого недоумения ничего не запомнил. Странно, у меня, вообще-то, хорошая память на то, что я в детстве читал, и на дрянь и на хорошее, а тут - чистый лист. Мне тогда хорошие люди объяснили, что это роман про это, как революция уничтожила русскую интеллигенцию, ну я как-то на этом и успокоился.

Интересно, что это ощущение чистого листа, оно какое-то общее . Вот тут, например. Да с кем не заговори... Все читали, никто ничего не помнит... С чего бы такое?

Забавная вещь. "Доктор Живаго" - самая известная русская книга двадцатого века. Благодаря американской экранизации - любимого фильма Председателя Верховного Суда - где несчастного Юрия Андреевича изображает Омар Шариф с балалайкой - даже более известная, чем "Архипелаг Гулаг". Однако эта книга не оставила в русской культуре совершенно никакого следа. Ее там как бы нет. Нет, конечно, есть стихи, их помнят, любят, вспоминают, но именно как стихи Пастернака, а вот романа в культуре именно что нет. Он как-то не создал вокруг себя никакого контекста.В современной русской литературе есть кажется единственный писатель на которого роман оказал какое-то влияние, и зовут этого писателя Сорокин. Это больше всего видно в Романе, но вобщем-то Пастернака торчит из многих его текстов.

Я взялся за Живаго естественно не в предвкушении грядущей экранизации, а из-за великолепной быковской биографии. Первый интерес был робок, потом он перешел в недоумение, недоумение ав оторопь, оторопь в некоторый ужас. Что это на самом деле такое?

Вот маленькая случайная цитата. Открыл на первой попавшейся странице - честное слово. Это Лара обращается к доктору
 Ах,  Юрочка,  можно ли так?  Я  с тобою всерьез,  а ты с комплиментами,  как в гостиной. 
 Ты спрашиваешь, какая я. Я --надломленная,  я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно,
 преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны,   в  ложном,   бульварном
 толковании  самоуверенного пожилого тунеядца прежнего времени,  всем пользовавшегося, все себе
 позволявшего.

Не Чулпан Хаматова - Рената Литвинова, вот кто должна эту роль играть.

Я бы не стал цепляться, но из этого состоит половина книги. Да это все ничего - вот как там мужики разговаривают... На самом деле, как поставщик материала для глумления, эта книжка даст сто очков вперед любому Кочетову и Бабаевскому. И поэтому претензии к Арабову, что он дескать переписал весь текст для сценария просто смешны. Эту книгу в принципе нельзя снять сколько-нибудь близко к тексту.

Быков спешит объяснить: не надо воспринимать роман буквально, он символистский, он не про людей, они там все символы. Ну да, ни одного живого персонажа там действительно нет, а символы уж какие-то такие убогие, но мне кажется, будь это и вправду так, роман можно было бы отнести по-ведомству чистого недоразумения и не вспоминать о нем вовсе.

Но что роман не про людей - это точно. Единственный в своем роде большой русский эпический роман в котором автор абсолютно не интересуется своими персонажами. Они появляется непонятно почему, мелют вздор, и исчезают не известно куда. Автор как бы о них забывает, чтобы через сотню страниц вспомнить опять неизвестно зачем.

Нет ничего такого уж особенного в том что весь роман состоит из случайных совсем маловероятных встреч одних и тех же лиц. Странно то, что Пастернаку нужны эти встречи не для того, чтобы рассказать что-то о персонажах, а наоборот, персонажи нужны для факта встречи. Такое впечатление, что они и придуманы исключительно для того, чтобы зафиксировать этот факт. Они совершенно отдельны от собственной судьбы, от доктора, от сюжета. И прав Быков, чудовищные, нигде не встречающиеся как бы русские имена (Анфим Ефимович Самдевятов, тьфу, господи...) работают на подчеркивание их ватности, ненастоящности.

Минуточку? У кого мы это встречали? Родриг Иванович,Роман Виссарионович, Марфинька, тюремщик Родион...Не того же ли эффекта добивается Набоков, злобно пародируя Достоевского. Как же он ненавидел бедного Доктора! На всю жизнь разругался с единственным близким ему в Америке человеком и все из-за этой дурацкой книжки. И конечно не Нобелевка его бесила, слишком он был для этого умен. А вот именно то, что то что он больше всего в жизни ненавидел, с чем всю жизнь отчаянно воевал, и что называл пошлостью возводится в литературный шедевр - вот чего нельзя было пережить.

Но вот еще что. Как только человек выпадает у Пастернака из кадра - вдруг все оживает. Текст начинает звучать, и это неожиданно проваливаешься в пейзаж, в наблюдение, в дуновение ветра. А потом приходят дурацкие люди и все портят. Несчастный БЛ, гениальный аутист, ведь так он наверное и жил, наверное!

"Единственно живое и яркое в вас,  это то,что вы жили в  одно время со мной и  меня знали!"


Кто это говорит? Доктор? Борис Леонидович?
Subscribe

  • Abuse of Weakness

    На постели застеленной белым бельем лежит худая женщина средних лет. Она лежит на спине. Ее глаза закрыты, руки выпростаны поверх одеяла. Не открывая…

  • Служанки

    Я кажется ни на один спектакль не видел столько ужасных рецензий. ”The mess” (бардак) это еще самое доброе, что про него писали. Я был напуган. Я…

  • Linklater 'Boyhood'

    Странно, что раньше ничего подобного не делали. То есть в документальном кино делали, а в художественном не припомню. Фильм снимался 12 лет. В начале…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Abuse of Weakness

    На постели застеленной белым бельем лежит худая женщина средних лет. Она лежит на спине. Ее глаза закрыты, руки выпростаны поверх одеяла. Не открывая…

  • Служанки

    Я кажется ни на один спектакль не видел столько ужасных рецензий. ”The mess” (бардак) это еще самое доброе, что про него писали. Я был напуган. Я…

  • Linklater 'Boyhood'

    Странно, что раньше ничего подобного не делали. То есть в документальном кино делали, а в художественном не припомню. Фильм снимался 12 лет. В начале…